http://www.ashmanov.com
Жизнь в виртуальной реальности
Наиболее запущенная стадия неправильного развития проекта - полный переход его существования в виртуальную реальность. Вот основные признаки ее.
Отсутствие обратной связи
Основной принцип нормальной работы проекта или компании - наличие обратной связи с окружающим миром. Отсутствие такой связи с неизбежностью приводит к возникновению виртуальной реальности.
Отсутствие обратной связи обычно проявляется для менеджера в том, что за провалы практически не наказывают, только журят, причем можно легко отбрехаться: написал бумагу с оправданиями или невнятный "атомарный" отчет о том, что разработаны такие-то мелкие модули с непроизносимыми названиями, сослался на трудности, нечувствительно перенес сроки, и начальство опять на время успокоилось.
Резонанс распущенности
Естественно, вместо полезной петли обратной связи, вознаграждающей за результаты и наказывающей за провалы и ошибки, возникает дурная, виртуальная петля обратной связи, твердо подкрепляющая желание жить "на халяву".
Некоторые менеджеры быстро выучивают способы получать реальные блага за виртуальные ценности. Нужны вам отчеты - будут вам отчеты. Всё легче, чем за программистами гоняться. Маховик виртуальности начинает раскручиваться в уме менеджера.
Я наблюдал случаи полного отрыва от реальной жизни, когда менеджер, только что проваливший важный проект или упустивший большой контракт, приходил к начальству с требованием повышения оклада (или даже получения опциона). Как это может быть? Да просто давно собирался потребовать, и не видит связи оклада с реальной жизнью.
При этом начальство не находило в себе сил выгнать его из кабинета, а начинало долго и мучительно препираться, еще и чувствуя неловкость.
РР·РІРЅРµ это выглядело просто абсурдно, Рё РІ какой-то момент СЏ РІСЃРїРѕРјРЅРёР», что именно это РјРЅРµ напоминает - компьютерную РёРіСЂСѓ. Прыгнул РЅРµ туда или застрелили тебя - РІРѕС‚ тебе, пожалуйста - новая "жизнь". Рђ если даже "жизни" иссякли Рё РёРіСЂР° закончилась, то достаточно просто запустить ее заново.
Много жизней иметь вредно
Практически каждый из нас может вспомнить случаи, когда некий менеджер шел от одного провала к другому, круто поднимаясь по карьерной лестнице, так что каждый следующий проваленный проект был крупнее предыдущего.
Если бы в компании обеспечивалась обратная связь карьерного продвижения с результатами, путь этого вундеркинда по уровням игры был бы прерван в самом начале. Я уверен, что ему самому это было бы только полезно.
Торговля словами
Р’ виртуальной реальности слова заменяют почти РІСЃС‘. РС… можно обменять РЅР° премию, перенос СЃСЂРѕРєРѕРІ Рё прощение Р·Р° провал, внеочередной отпуск РІ самое горячее время. Нужно только знать пароли Рє разным СѓСЂРѕРІРЅСЏРј РёРіСЂС‹.
Пустопорожние отчеты, дружеское просиживание в кабинетах начальства, питье пива с влиятельными людьми компании, отписки по электронной почте - всё это позволяет не заниматься основным делом и нивелировать результаты провалов. Естественно, торговля словами довольно скоро перетекает в паразитную социальную активность - интриги и сплетни, подсиживание коллег. Подробнее об этом роде деятельности см. книгу Скотта Адамса "Совершенно секретное руководство по менеджменту".
Награждение непричастных
Применение компанией премий и бонусов "по площадям" также усиливает сдвиг в сторону виртуальности.
Если квартальную премию платят всегда, то никто не ценит ее и она никого не стимулирует. Получается, что настоящими деньгами платят за виртуальные заслуги.
В виртуальности бывают дикие случаи, когда увольняемому за развал работы сотруднику выплачивают очередную премию вместе с выходным пособием!
Возникновение "карманов" безделья
Часто в компании возникают своего рода "карманы" - тихие уголки, где можно месяцами сидеть, ничего не делая, где нет ни работы, ни ответственности.
Обычно начальство помнит уголком сознания, что в этом кармане что-то такое должно было быть сделано, и надо бы проверить. Однако, ценность предписанной карману деятельности невысока, бюджет небольшой, и разобраться руки никак не доходят. Да, есть ощущение легкого неблагополучия в том углу, но оно особенно никого не "напрягает". Рбез того настоящих проблем хватает.
Очень распространенный пример - отдел веб-дизайна РІ торговой фирме. Сайт РІСЂРѕРґРµ есть, есть программисты Рё даже маркетинговый начальник. Сайтом РІСЃРµ, РІ общем, недовольны: РѕРЅ давно устарел, медленно загружается, никак РЅРµ помогает бизнесу, РѕС‚ вебмастера РЅРµ допросишься обновить простейший прайс-лист. РќРѕ компания РЅРµ РІРёРґРёС‚ большого смысла РІ Рнтернете вообще, Рё СЂСѓРєРё навести РїРѕСЂСЏРґРѕРє РЅР° сайте никак РЅРµ РґРѕР№РґСѓС‚.
А часто вообще никто не может сказать, хорошо ли работают в таком кармане, потому что посмотреть на результаты "глазами" вообще нельзя, а планов давно уже нет - то есть нет критериев для оценки работы. Например, как оценить качество техподдержки, особенно если нет охоты связываться?
Метастазы виртуальности
Области виртуальной реальности имеют свойство расширяться, захватывая всё большую часть проекта или всей компании. Действительно, думают те, кто наблюдает жизнь в виртуальной реальности своих соседей по проекту или по общему залу, - они там не работают, срывают сроки, вообще вытворяют бог знает что, и ничего им не делается. Ну, а нам что - больше всех надо?
К сожалению, к легкой жизни в виртуальности быстро привыкают. Поэтому зачастую разогнать туман виртуальности можно только отрезвляющими суровыми мерами - увольнениями, лишениями премий, выговорами.
Однако, здесь важно не поддаться соблазнам виртуального же наведения порядка, которые стоят на пути любого начальника, не привыкшего долго обдумывать свои законодательные инициативы.